Необходимость возвращения к истокам классического образования обсудили в Общественной палате Ленобласти
8 октября в Общественной палате Ленинградской области прошло обсуждение перспектив развития в регионе Русской классической школы (РКШ). В обсуждении приняли участие представители законодательной и исполнительной власти региона, а также образовательных учреждений Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
«Вопрос о развитии образования можно назвать не просто важным, а стратегическим, это вопрос культурной самоидентификации и даже формирования нации, - отметила, открывая заседание комиссии по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Общественной палаты, ее председатель Вероника Каторгина. – Важно четко осознавать, кого мы хотим воспитать и чему научить. Современная система образования очень регламентированная и ее сложно менять, но каждая перемена отпечатывается в поколениях».
Эксперимент по внедрению системы Русской классической школы планируется провести на базе одной из школ Волосовского района. Свою оценку предлагаемой системы высказала депутат областного Законодательного собрания из Волосово Марина Левченко: «Наш мир стремительно меняется, он стал достаточно жестоким, особенно для детей. Серьезным испытанием для ребенка становится переход от дошкольного образования к школе, и чтобы облегчить это испытание, переход к реалиям современного образования должен быть постепенным. Русская классическая школа – это, прежде всего, пример бережного, гуманного отношения к психике ребенка».
О том, как формировалась учебная программа Русской классической школы, как выстроено обучение, и на получение каких навыков она направлена, собравшимся рассказала руководитель экспертной группы РКШ, руководитель рабочей группы по образованию Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Елена Хавченко.
Обучение в рамках программы – это переосмысление классической образовательной теории в современных условиях, рассказала Елена Хавченко. Оно ведется по классическим методикам и учебникам, разработанным на основе разработок выдающегося российского педагога К.Д.Ушинского. Особое внимание уделяется не только обучению детей навыкам осмысленного чтения, овладеванию знаниями по математике, словесности, истории, другим наукам, навыками осмысленного чтения, но и нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. И пусть учебники не введены в федеральный перечень, практическая работа с детьми в ряде россиийских регионов (пионером в этом движении стал Екатеринбург) уже доказала эффективность Русской классической школы.
Выступающая показала участникам заседания учебники и прописи, отметив, что они разработаны с совершенно иным подходом к обучению, чем привычные учебники для общеобразовательных школ. И, конечно, в числе вопросов, которые задали руководителю экспертной группы РКШ, были вопросы о том, как возможно воплотить методики в нашей повседневной жизни и что может использовать в работе обычный учитель из обычной школы, не имеющей статуса федеральной инновационной площадки.
Главное в программе РКШ – это методическая школа, подход к обучению ребенка, утверждают представители нового направления. Сегодня в большинстве педагогических вузов страны утрачены именно методики. УМК Русской классической школы – в свободном доступе, ознакомиться с ними могут все желающие, а представители направления готовы оказать необходимую поддержку тем, кто ими заинтересовался. Разработчики программы регулярно проводят выездные семинары и обучения в различных регионах России. Вот и в осенние каникулы такие семинары пройдут в Санкт-Петербурге. По просьбе присутствующих на заседании педагогов областных школ и ЛГУ имени А.С.Пушкина, приглашение будет направлено и в областной комитет образования. Листая учебник РКШ, заведующий кафедрой педагогики и педагогических технологий областного университета Людмила Коновалова заметила: «Я бы хотела, чтобы моя дочь в свое время училась по этой программе».
Практическим опытом обучения по методикам РКШ поделились многодетные мамы - руководители семейной школы из Всеволожска, где обучение детей ведется на протяжении 3 лет: «Мы видим результаты своей деятельности на наших детях, особенно это заметно на детях «сложных», логопедических», - отмечают они.
Подводя итоги обсуждения, Вероника Каторгина подчеркнула, что именно родительская общественность выступает в системе образования заказчиком, и основной запрос направлений совершенствования в образовании исходит от нее. Важно ознакомить с методиками обучения Русской классической школы как можно больше родителей, и тогда мечта о лучшем школьном образовании для наших детей станет реальностью.