В Ленобласти обсудили возможность выравнивания тарифов на электричество между соседними регионами

Вопросы тарифного регулирования на территории Ленинградской области рассмотрела комиссия развития предпринимательства и социальной ответственности бизнеса региональной Общественной палаты  на заседании, состоявшемся 3 декабря. Открывая заседание, председатель комиссии Михаил Косарев подчеркнул важность баланса при установлении тарифов на электроэнергию, чтобы их рост не сдерживал развитие субъектов малого предпринимательства, с одной стороны, а сдерживание тарифного роста не приводило к проблемам функционирования ресурсоснабжающих организаций.  Недавно в средствах массовой информации появилась  информация о том, что Президентом России дано поручение по выравниванию тарифов для предпринимателей в соседних регионах, добавил М.Косарев, и важно понимать механизм реализации этого решения.

Говоря о тарифной политике на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где установленные тарифы на электроэнергию различаются практически на четверть, первый заместитель председателя палаты Владимир Петров привел примерные расчеты, в соответствии с которыми в случае выравнивания для предпринимателей Санкт-Петербурга они увеличатся на 2 процента, а для областных - уменьшатся на 6. «Понятны претензии крупного бизнеса и производителей Петербурга относительно выравнивания тарифов, но не стоит забывать о том, что десятки тысяч петербургских дачников, получивших подключение к сетям по льготной ставке в 550 рублей за 15 кВт стали своеобразной «социальной» нагрузкой на бизнес и промышленность Ленобласти. Поэтому здесь мы можем говорить о паритете претензий бизнеса к государству.

Мы должны завершить процесс полного выравнивания тарифов для населения, как минимум, в приграничных районах. Очевидно, что население Кудрово, Девяткино, Мурино являются участниками экономики Петербурга. Справедливо, что эти люди будут пользоваться аналогичными городским программами льгот и социальными пакетами по оплате тарифов. Реализовав эту модель в приграничных районах, мы обязаны провести ее по всей территории региона. Это опять же - вопрос справедливости.

Неоднократно я выступал с идеей глубокого интеграционного процесса ЛО и СПб. В отличие от популистов, я никогда не тешил себя иллюзиями о необходимости сращивания регионов. Вопрос о выравнивании тарифов и тарифной политике в целом, подталкивает нас к вопросу о важности межправительственных и межпарламентских контактов двух регионов.

Думаю, что нам стоит задуматься над учреждением вице-губернатора по делам Петербурга, как и Петербургу учредить аналогичную должность у себя. То же, думаю, стоит сделать и на уровне парламентов. Считаю целесообразным поднять этот вопрос на уровне палат двух регионов», - говорит В.Петров.

Высокие по сравнению с Санкт-Петербургом тарифы на электроэнергию - одна из самых серьезных проблем для областных предпринимателей, утверждает председатель Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Светлана Нерушай.  Так, в сентябре стоимость кВт для петербургских потребителей составляла 7 рублей, а для подпорожских - 9 рублей. Вопрос тяжелой финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса предприниматели поднимают на всех встречах, которые проводит комитет, и, конечно, в числе высказываемых предложений -  приравнять областные тарифы к городским. Важно помнить, что высокие тарифы на электроэнергию для бизнеса - это вопрос, напрямую затрагивающий интересы всего населения, ведь повышение тарифа ведет к росту стоимости предоставляемых услуг и выпускаемой продукции.  

В числе наблюдаемых в последнее время тенденций С.Нерушай назвала миграцию индивидуальных предпринимателей в категорию самозанятых граждан, для которых установлены тарифы как для  обычных жителей. А на уровне области это ведет к падению в региональном рейтинге по количеству субъектов малого бизнеса, снижение налогов и уменьшение количества рабочих мест.

Постоянный рост тарифов на электроэнергию отметил и председатель Консультативного совета предпринимателей при Законодательном собрании Ленобласти Алексей Пономарев, с  2014 по 2020 год стоимость квт/час выросла примерно вдвое. По мнению предпринимателей, нужно региональным правовым актом ограничить рост тарифов для определенных категорий предпринимателей, а также разработать систему контроля тарифообразования. Однако, ограничение роста тарифов для одних категорий предпринимателей, ляжет дополнительной нагрузкой на остальной бизнес, уточнил М.Косарев. При этом, глава комиссии согласился с необходимостью тщательного анализа инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, на которые они ссылаются, обосновывая очередной тарифный рост. Это предложение также вызвало ряд вопросов у участников встречи: так представители аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Е.Рулевой сослались на положительный опыт такой аналитики в ряде регионов России и привели примеры, когда на основании невыполнения сбытовыми компаниями заявленных ими  инвестиционных программ, тарифы удалось пересмотреть. А вот член комиссии, исполнительный директор областной ТПП Игорь Муравьев отметил, что качественный программный анализ требует профессионального подхода,  а кто будет платить за работу - не понятно.

Вопрос выравнивания сетевых тарифов обсуждался на заседании межотраслевого совета при Губернаторе Ленинградской области в 2018 году, и по итогам обсуждения А.Дрозденко обратился на федеральный уровень. Сегодня о поручении Президента известно только из СМИ, при этом нет понимания, какие именно шаги необходимо предпринять на федеральном и региональном уровнях, чтобы реализовать это решение. За подробными разъяснениями глава комиссии обратился к начальнику отдела регулирования тарифов на электроэнергию Комитета по тарифам и ценовой политике Сергею Ермолаеву, который подтвердил, что в первую очередь, требуется корректировка федеральных нормативных актов.

Завершая обсуждение,  председатель Общественной палаты Юрий Трусов отметил важность решения проблемы для всего региона, но обратил внимание участников заседания на  то, что в настоящее время ни законодательной, ни административной основы для выравнивания тарифов между регионами нет, потому впереди большая работа по формированию правовой базы в этой сфере, выстраиванию  механизма взаимодействия и решению процедурных вопросов.