Реализацию «мусорной реформы» на территории Ленинградской области обсудили общественники и органы власти

Заседание комиссии Общественной палаты комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам прошло 3 июня в г. Тосно Ленинградской области. В мероприятии приняли участие представители профильных комитетов, Роспотребнадзора, Управляющей компании по обращению с отходами и администраций муниципальных образований региона.

Основные проблемы, с которыми сталкивается Ленинградская область и ее жители в ходе реализации мусорной реформы, обозначил в своем выступлении председатель комиссии Юрий Соколов. «Население оценивает работу власти по качеству работ, состоянию контейнерных площадок, своевременности и стоимости вывоза мусора. Люди сравнивают «свои» тарифы с другими регионами и задают вопросы», - отметил Ю.Соколов. Он также поднял вопросы организации раздельного сбора мусора, вывоза строительных отходов, крупногабаритного мусора и порубочных остатков, уборки мусора в местах массового отдыха. Если не решать эти вопросы, а также вопросы по полигонам, мусороперерабатывающим комплексам, мы можем «захлебнуться в мусоре», считает председатель профильной комиссии. Цель заседания - не ругать реформу, а коллективно выработать предложения по ее улучшению.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился глава Тосненского городского поселения Александр Канцеров, отметивший позитивные перемены в городской среде, произошедшие в последние годы. Говоря о мусорной реформе, он выразил пожелание, чтобы при принятии решений профильные структуры активно взаимодействовали с местными властями, учитывали мнение тех, кто работает «на земле».

О том, как реализуется реформа на территории Ленинградской области, рассказала заместитель председателя областного комитета по обращению с отходами Ирина Чуркина. За прошедшие два года скорректирована схема размещения отходов, нормативы их образования, что позволило снизить тарифы для населения, утверждает представитель комитета. Контроль за перевозчиками ведет к снижению количества несанкционированных свалок. Вопросы переработки мусора решались реконструкцией части полигонов и строительством  станций сортировки  на 4 областных полигонах. Планируется строительство экотехнопарка в Кингисеппском районе – современного мусороперерабатывающего комплекса с входящей мощностью 300 тысяч тонн отходов в год. Заключено 4-хстороннее соглашение по размещению отходов с соседним регионом - Санкт-Петербургом, создан единый, Невский экологический оператор, ведутся  изыскания по площадкам, разрабатывается концепция двух соседних регионов, предусматривающая весь цикл обращения с отходами: хранение, сортировку, переработку. Учитывая позицию Ленинградской области, эта концепция не предусматривает сжигания мусора, дополнила И.Чуркина.

В числе задач, решаемых «мусорной реформой»,  генеральный директор Управляющей компанией по обращению с отходами в Ленобласти Антон Бучнев назвал прозрачность потоков, создание полноценной и современной системы мусоропереработки и приобретение контейнеров. Все эти задачи решаются хоть и постепенно, но успешно, считает глава регоператора, а трудности, которые возникают, нужно обсуждать и решать, в т.ч. путем законодательных инициатив. В своем выступлении он рассказал о  модернизации полигонов и строительству мусоросортировочных комплексов, посетовал на низкую собираемость платы за вывоз мусора, особенно с жителей ИЖС и подчеркнул, что включение в тариф для населения вывоза строительных отходов приведет к их значительному увеличению.

Положительным опытом реализации новой системы обращения с отходами на территории Тосненского района поделился член комиссии, директор МКУ «Управление зданиями, сооружениями и объектами внешнего благоустройства Тосненского ГП Тосненского муниципального района» Максим Барыгин. Он отметил позитивные изменения, такие как уменьшение числа несанкционированных свалок и улучшение эстетики контейнерных площадок. При этом, выступающий напомнил, что содержание самих контейнерных площадок - полномочие муниципальных властей, а значит, все, что не входит в понятие ТКО, например, порубочные остатки образовавшиеся на территории частного сектора, строительный мусор, убирать придется именно муниципалам. А это, вопреки утверждений частников, большие объемы, требующие значительных бюджетных средств, которые там не предусмотрены. В качестве примера он привел п. Ушаки, где на контейнерную площадку умудрились выложить целый разобранный дом. Отследить собственника мусора или заставить население заключать индивидуальные договора на вывоз того, что не относится к ТКО - не реально, считает М.Барыгин, а потому отвечать за вывоз мусора всех категорий должен кто-то один, кто собирает деньги с населения.

Именно вопрос строительного мусора стал одним из основных в повестке заседания: как отследить, откуда берется строительный мусор на контейнерных площадках и кто должен платить за его вывоз,  что сделать, чтобы он не скидывался в леса нерадивыми перевозчиками, почему сегодня основная часть несанкционированных свалок - это именно строительный мусор, такие  вопросы ставили перед специалистами общественники и муниципалы. Представитель Госэконадзора  Наталья Аксёнова призвала не только ставить фотоловушки возле крупных строек, но и правильно фиксировать нарушения и нарушителей, после чего отправлять информацию о фактах незаконного вывоза строительного мусора в надзорные органы для привлечения к ответственности правонарушителей.

В ходе обсуждения от членов палаты  прозвучали предложения об оформлении информационных щитов с графиком вывоза мусора и телефонами контролирующих структур на контейнерных площадках, о более тесном взаимодействии регоператора с местными властями. Как пояснила заместитель председателя палаты Александра Бондарь, такой шаг приведет к увеличению количества договоров о вывозе мусора с предпринимателями, контролю за появлением строительного мусора. Сергей Худяев озвучил идею создания интерактивной карты для отслеживания движения мусоровозов, а Ирина Княжева - предложение довести до населения порядок вывоза крупногабарита.  Юрий Шевчук напомнил, что раздельный сбор и переработка мусора - это ресурс для малого и среднего бизнеса, который позволит извлекать прибыль и сокращать затраты на перевозку и утилизацию мусора.

Совместно решать проблемы, возникающие в ходе реализации мусорной реформы, призвал органы власти, Управляющую компанию и муниципальные образования призвал Юрий Соколов, завершая обсуждение. Недельный срок он отвел участникам встречи для представления в Общественную палату предложений в рекомендации по ее итогам, а также предложил продолжить разговор в сентябре, организовав выездное заседание в районы, где мусорная реформа идет успешно и наработан положительный опыт, которым они готовы поделиться с другими территориями Ленинградской области.