В Общественной палате обсудили большие проблемы малого бизнеса

Круглый стол, посвященный вопросам изменения законодательства о государственных и муниципальных закупках, провела 21 июня комиссия по развитию предпринимательства и социальной ответственности бизнеса Общественной палаты Ленинградской области. В обсуждении приняли участие депутат регионального Законодательного собрания Александр Русских, уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Рулёва, муниципальные депутаты Лодейнопольского городского поселения Анатолий Лысых и Денис Русс, представители общественности и предпринимательского сообщества.

Открывая заседание, председатель комиссии Михаил Косарев подчеркнул, что действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок ограничивает возможности участия в них небольших местных компаний, в то время как госзаказ должен стать инструментом поддержки региона и входящих в него районов. Он также отметил техническое несовершенство работы Электронного магазина Ленинградской области (ЭМ) и поддержал предложения предпринимателей о продлении возможности работы в ЭМ без электронной подписи. В настоящее время этот период ограничен 1 июля 2022 года.

В ответ на выступление Анатолия Лысых о необходимости приостановить действие 44-ФЗ участники обсуждения высказали мнение, что такое решение не может быть принято, однако ряд изменений в закон должен быть внесен. В частности, прозвучали предложения об увеличении лимита закупок у единственного поставщика с 600 тысяч рублей до 3 миллионов рублей и возможности закупки социально-значимых товаров и услуг без проведения конкурсных процедур.

Активное обсуждение вызвало предложение председателя Консультативного совета предпринимателей при ЗакС Ленобласти Алексея Пономарева о формировании реестра добросовестных поставщиков, например, на базе ЭМ. При этом участники встречи высказали мнение, что критерии включения в реестр должны учитывать опыт компаний, место их регистрации, но не должны стать препятствием для развития небольших и начинающих предприятий. Создание реестра создаст условия для закупок более качественной продукции и позволит решить многие проблемы не только в рамках ЭМ, согласились с выступающими Александр Русских и Елена Рулёва. Интерес вызвало и предложение предпринимателя из Лодейнопольского района Евгения Завьялова о разделении закупок по категориям в зависимости от их объема. При этом крупные компании будут участвовать в конкурсе на закупки с большим объемом, а небольшие - в закупках на меньшие суммы.

Опытом соседней республики Карелия в поддержке местных производителей поделился предприниматель Денис Русс: там предприятиям из других регионов на время исполнения госконтрактов предписывается открывать обособленные подразделения на территории производства работ. При этом налоги поступают в местные бюджеты и средства идут на развитие районов, оплачивающих товары или услуги поставщиков. Участники круглого стола решили изучить предложенный опыт для его применения в Ленинградской области.

Вопрос введения долгосрочного планирования закупок товаров и услуг для нужд региона также вошел в повестку круглого стола.  М. Косарев проинформировал коллег, что в ближайшее время в Ленинградской области возобновит работу Торговый дом «Ленинградский», подведомственный областному комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу. В первую очередь, магазин будет заниматься закупкой продовольственных товаров у местных производителей для социальных учреждений. Но, по мнению участников обсуждения, после запуска проекта в пилотном режиме, опыт можно распространить и на другие отрасли. Так, заместитель председателя палаты Дмитрий Пуляевский высказал предложение, что «Ленинградский» сможет удовлетворять иные потребности учреждений в сфере образования, культуры и соцзащиты.

Подводя итоги встречи, Д. Пуляевский отметил, что 44-ФЗ был разработан с целью недопущения коррупционных схем в систему государственных и муниципальных закупок, и не может быть отменен при отсутствии альтернативы. Но это не значит, что в него не могут быть внесены коррективы, а потому предложения регионов ускорят процесс и сделают закон более эффективным и отвечающим стоящим перед ним задачам.