Лекарства для льготников: общественникам важно не только обозначить проблемы, но и найти их решение
Темой круглого стола комиссии по доступной среде и развитию инклюзивных практик Общественной палаты Российской Федерации, прошедшего на базе Общественной палаты Ленинградской области 29 августа в комбинированном очно-дистанционном формате, стали проблемы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.
Основой для обсуждения стали рекомендации комиссии по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Общественной палаты Ленинградской области по итогам заседания, состоявшегося 15 апреля, которые заместитель председателя областной Общественной палаты, член ОПРФ Владимир Журавлёв предложил рассмотреть на круглом столе комиссии ОПРФ. Общественная палата Ленобласти подготовила рекомендации с конкретными предложениями по совершенствованию лекарственного обеспечения граждан льготных категорий, и сегодня важно вывести эти рекомендации на тот уровень, на котором они могут быть реализованы, отметил модератор круглого стола В. Журавлёв.
В своем приветственном слове председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации Диана Гурцкая затронула основные проблемы льготного лекарственного обеспечения и заверила, что Общественная палата - это тот орган, где все конструктивные предложения будут услышаны. Задача круглого стола - не только обозначить проблемы, но и найти их решение, считает Диана Гудаевна.
Проанализировав категории льготников и финансовые источники, заместитель председателя комиссии по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Общественной палаты Ленобласти Валентина Красильникова в числе проблем льготного лекарственного обеспечения отметила недофинансирование, рост цен на лекарственные препараты, периодические трудности с проведением аукционов по закупкам лекарств, а также возложенное на регионы обязательство по лекарственному обеспечению пациентов с теми орфанными заболеваниями, которые не вошли в федеральный перечень. При этом их лечение зачастую является настолько высокозатратным, что выявление даже одного такого «незапланированного» пациента является «стрессом» для областного бюджета.
Коллегу поддержала председатель комиссии Зинаида Бахчеванова, которая привела в своем выступлении данные: 75 процентов федеральных льготников в регионе отказываются от набора социальных услуг, а затраты на лекарства зачастую потом ложатся на областной бюджет. Решать проблему она предлагает устранив перекрестное предоставление льгот. А для самих льготников член палаты Кирилл Куляев предложил разработать информационный материал о необходимости сохранения набора соцуслуг. Также К. Куляев высказался за передачу на федеральный уровень обязательств по обеспечению препаратами пациентов с рядом тяжелых заболеваний.
О том, как организовано льготное лекарственное обеспечение граждан на территории Ленинградской области, рассказали заместитель председателя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области Павел Иванов и заместитель председателя Комитета по здравоохранению Алексей Вальденберг. Выступление П. Иванова было посвящено обеспечению льготников, находящихся в государственных стационарных учреждениях. Таких в регионе сегодня около 3,5 тысяч человек, и отказ от пакета соцуслуг им попросту не выгоден, поэтому и процент отказов мал., а обеспечение осуществляется в соответствии с установленным нормативом.
А. Вальденберг привел данные по финансированию льготников на территории Ленинградской области: так, норматив на 2022 год составляет 14920 рублей. Самих получателей льготы в регионе 42120 человек - это четверть от количества правообладателей, именно столько предпочли не монетизировать льготу, а получать ее в натуральном виде. Фактически за льготными лекарствами обратилось около половины от озвученного числа и средняя сумма финансирования на 1 человека составила 29 тысяч рублей. Федеральное финансирование пациентов с высокозатратными нозологиями, а таких в регионе примерно 1,5 тысячи человек, составляет порядка 553 млн. рублей на человека в год.
Правом на льготное лекарственное обеспечение за счет областного бюджета обладают 61924 жителя Ленинградской области, 18360 из них отказались от федеральной льготы, получив денежную компенсацию, а затем обратились за лекарствами от региона. Годовой объем финансирования льготного лекарственного обеспечения составляет более 1,5 млрд. рублей, рассказал А. Вальденберг. Он согласился с мнением комиссии о необходимости совершенствования льготного лекарственного обеспечения, заверив присутствующих, что эта работа ведется на протяжении ряда лет и многое уже сделано. Так, в результате уже произведенных перемен создана система по работе с пациентами высокозатратных нозологий. А вот тезис о необходимости отказа от 44-ФЗ в системе закупки препаратов зампред профильного комитета оспорил, другое дело, что действующий закон недостаточно учитывает специфику лекарственного обеспечения и нуждается в доработке. Рынок фармпрепаратов должен четко регулироваться антикоррупционным и конкурентным законодательством.
Все выступающие поддержали положительный опыт работы региона с благотворительным фондом «Круг добра», созданным для оказания медицинской и лекарственной помощи детям с тяжелыми, в том числе редкими заболеваниями, требующими лечения дорогостоящими или незарегистрированными на территории России препаратами, а также работу по созданию системы льготного отпуска лекарств через ФАПы, что особенно актуально в сельской местности.
Работу региональных властей по обеспечению льготными лекарствами жителей Ленинградской области высоко оценила и представитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Ирина Прилепина. Она обозначила общую тенденцию к росту инвалидизации населения и затрат на лечение орфанных заболеваний, связанную с развитием медицины и совершенствованием методов выхаживания новорожденных. При этом она призвала к взвешенному подходу к реформированию действующей системы, основанному на мониторинге и качественном межведомственном взаимодействии, а также напомнила, что вопрос лекарственного обеспечения - непростой и крайне важный и должен решаться в пользу пациентов.
В числе предварительных предложений, высказанных комиссией: изменение периодичности возобновления предоставления набора социальных услуг с одного раза в год до 1 раза в квартал, расширение программы высокозатратных нозологий и перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, выведения из-под действия федерального закона о госзакупках закупки лекарственных препаратов, а также увеличение возраста подопечных фонда «Круг добра» с 18 лет до 21 года и установления права детей, страдающих орфанными заболеваниями, лечиться и наблюдаться в детской сети до достижения 21 года с целью обеспечения им возможности постепенного перехода во взрослую лечебную сеть. Эти предварительные предложения будут уточнены и дополнены с учетом состоявшегося обсуждения, проработаны и в окончательном виде будут включены в рекомендации комиссии по доступной среде и развитию инклюзивных практик Общественной палаты Российской Федерации в адрес федеральных органов государственной власти.