Реализация реформы обращения с ТКО в Ленинградской области

17 сентября 2024 года Комиссией по общественному контролю Общественной палаты Ленинградской области совместно с Комиссией по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам ОПЛО был проведён Круглый стол на тему: «Реализация реформы обращения с ТКО в муниципальных образованиях Ленинградской области».

В России с 2019 года проводится реформа в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Однако жалобы и претензии со стороны ленинградцев не только не уменьшились, но и выросли! Пик количества жалоб пришёлся на май-июнь 2024 года...

«К сожалению, практика Регоператора по обращению с отходами в Ленинградской области себя не оправдала. То, как вывозится мусор, вызывает большое количество вопросов, которые обсуждается гражданами в интернете. А в администрацию муниципальных образований поступает многочисленное количество жалоб от собственников МКД и частных домохозяйств. Очевидно, что необходимо чёткое исполнение обязательств по контракту с соблюдением сроков и объемов вывоза со специально оборудованных площадок. Не менее ключевой фактор — информационная доступность. Потребитель платит, значит, должен получать максимум информации!», — подчеркнул зам. председателя комиссии по общественному контролю, член комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам Сергей Худяев.

Впрочем, у реформы есть и позитивные тенденции. Согласно статистике, наш регион оказался в двадцатке лучших по обращению с отходами. Но мир цифр и реальное положение вещей не всегда имеют чёткую корреляцию между собой.

«Проблемы действительно существуют, несмотря на уверенный ход реформ. Но для начала упомянем положительные моменты. Для ускорения переработки, Регоператор занимается строительством двух комплексов по переработке отходов — один из них уже построен. Также выделяются субсидии на строительство и реконструкцию площадок. А в 15 муниципалитетах организован раздельный сбор», — говорит о положительных сторонах заместитель председателя Комитета Ленинградской области по обращению с отходами Ирина Чуркина.

Большое количество вопросов у граждан вызывает график вывоза мусора, который очень часто нарушается. Отсутствие прозрачности и предсказуемости, недостаток контейнеров и несоответствие площадок нормам часто ставится в укор Регоператору. Иногда на качестве уборки сказывается неудобство застройки — в Мурино и Кудрово часто нет возможности подъехать из-за припаркованных машин. Плюс, играет роль и менталитет местных жителей...

«Под видом крупногабаритных отходов выбрасывается строительный мусор. Это очевидная подмена понятий. Очень частым явлением стало складирование мусора рядом с контейнерной площадкой. В результате заполнение выходит за рамки её границ. Здесь большим прорывом стала установка видеокамер правообладателями площадки. Благодаря этому, отследить нарушителя можно оперативно. Штрафы достаточно серьезны, ответственность возлагается на собственника транспортного средства», — отмечает председатель Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Рамила Агаева.

«Плюсы у реформы действительно есть. Систематизация позволила убрать большое количество несанкционированных свалок. Говоря о сложностях, я убеждён, что собственник у площадок должен быть один. Пока мы не сделаем хозяином одно юридическое лицо, комплексно отвечающее за контейнерную площадк (от сбора, чистоты и дератизации) проблемы будут всегда. Одними видеокамерами тут вопрос не решить. Также качественному вывозу мешает боковая загрузка контейнеров. Зачастую, это очень неудобно. Нельзя отрицать и отсутствие системности в выставлении счетов. Они приходят с опозданием. А это упущенная выгода!», — отмечает председатель комиссии по общественному контролю, член комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам Максим Барыгин.

«Причины пробуксовки реформы обращения отходов кроются в отсутствии единой стратегии организации обращения отходов на уровне страны. Это приводит к хаотичным, иногда противоречивым действиям и плохой координации между различными уровнями власти. Многие регионы и муниципалитеты не имеют достаточно полномочий и финансовых ресурсов для внедрения современных технологий, и создания инфраструктуры обращения с отходами. Также не следует игнорировать информационную недостаточность и низкую осведомленность населения о возможности раздельного сбора, утилизации и переработки отходов. Кроме повышения тарифов население не видит реального улучшения экологической обстановки», — отмечает председатель Комиссии по АПК и природопользованию ОПЛО, академик РЭА, проф. Вероника Тарбаева.

В то же время, существуют проблемы с набором сотрудников. Зам. генерального директора АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Борис Чеботарь привёл показательный пример: водители не идут работать даже за высокую зарплату. И ответил на вопрос, который часто задается жителями: почему водитель самостоятельно не передвигает мешки с мусором? Ответ прост: это не входит в зону его обязанностей, прописанных в трудовом договоре.

«Согласно аналитике обращений, частой проблемой является размещение отходов в СНТ и перегруз уже имеющихся площадок. В настоящее время зафиксировано 176 мест несанкционированного размещения отходов», — отмечает прокурор отдела экологии и экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Ленинградской области Александр Львов.

Настоящий крик души от людей «на земле» — представитель РЦ «ЖКХ Контроль» по Сланцевскому району Галина Васильева рассказала о плачевном положении вещей в городе: «В настоящее время мы платим в 4 раза больше, а услуг получаем в 4 раза меньше. Мы буквально заросли мусором, собаки рвут пакеты, ветер разносит их по городским улицам и пустырям. Куда интереснее отчёты о проделанной работе. Фотографируют наполовину заполненные контейнеры, прикрытые крышкой. В итоге, к вечеру мы снова имеем полный бак. Про помывку я вообще молчу — вонища стоит страшная!»

По итогам заседания будут подготовлены рекомендации на основе предложений участников. Финальный документ будет направлен для дальнейшей работы в органы законодательной и исполнительной власти регионального уровня.